Заметки на полях путеводителя… по Ниму и Понт-дю-Гарду

Ним – это один из древнейших городов южной Франции, делящий с соседним Авиньоном титул «Рим во Франции». Только тогда как Авиньон являлся «французским Римом» из-за папского присутствия, то Ним – это «французский Рим» цезарей и центурионов. Но пришедшие сюда в первом веке до нашей эры римляне уже нашли здесь процветающее поселение галлов из племени вольков-арекомиков, которые покорились римлянам без боя. В то время город назывался Немаусус (по имени кельтского речного бога, отсюда и более позднее название Ним). Центром города в те времена являлись источники питьевой воды, а в конце 1-го века до нашей эры римляне построили целую сложную систему подачи воды в город. Но об этом чуть ниже.

Благодаря своему расположению на Домициевой дороге, соединявшей Италию с Испанией, Ним постоянно находился в центре событий. После римского правления Ним пришел в упадок, а в 8-м веке сюда совершали частые набеги арабы. С 10-го века Ним входил во владения графов Тулузских, а в 1229 году он перешел в руки короля Франции. В 13-м веке Ним стал одной из столиц еретического движения катаров (альбигойцев), а в 16-м веке он снова оказался в эпицентре бушующих событий во время религиозных войн между католиками и гугенотами. Тогда особенно пострадал один из главных храмов города, храм Нотр-Дам и Сен-Кастор. В последующие 200 лет город был восстановлен, а внимание горожан переключилось с религии на текстильное производство, а одним из наиболее важных производимых в Ниме товаров стала плотная синяя хлопчатобумажная ткань, и именно от названия города Ним и пошло одно из английских названий такой джинсовой ткани – «деним» (denim): это просто исковерканное французское de Nimes («из Нима»).

Сегодня Ним представляет собой странную смесь старинного и современного и привлекает туристов как развалинами, сохранившимися с римских времен, так и образчиками современной архитектуры, такими как новый музей искусств. Но нас заинтересовали скорее первые, чем вторые.

Как говорится в пословице, все дороги ведут в Рим. А в римском городе, каким был в свое время и Ним, все дороги ведут к амфитеатру. Нимский амфитеатр является всего лишь двадцатым по величине, но считается самым хорошо сохранившимся из 70 амфитеатров римской эпохи, доживших до наших дней. Построен был этот амфитеатр в конце первого века нашей эры, и тогда в нем могли поместиться до 24 тысяч зрителей, а хитроумная система, состоящая из пяти концентрических галерей и 126 лестниц, позволяла этой огромной толпе всего за несколько минут расположиться на своих местах или покинуть амфитеатр. Воистину, современным архитекторам есть чему поучиться у римлян! Впрочем, этот амфитеатр и по сей день является местом проведения массовых зрелищных мероприятий: концертов, спортивных соревнований и корриды. Но не смотря на свои размеры и отличную сохранность, на мой взгляд, нимфский амфитеатр уступает своему «брату» в Арле.

После беглого осмотра амфитеатра, мы прошли к зданию «Мезон Карре» (что в переводе означает «квадратное здание»). Это вполне прозаическое название закрепилось за изящным римским храмом, построенным при великом полководце Агриппе (ему также приписывают строительство Пантеона в Риме). Посещавшие Ним в 19-м веке писали, что этот храм находился в таком запустении, будто он посвящен богам канализации (что и неудивительно, ведь когда-то здесь располагались конюшни). Но в последние несколько лет храм был отлично реставрирован и теперь он не без основания считается гордостью города, ведь стройные коринфские колонны и скульптурный фриз придают его фасаду необычную стройность и гармоничность.

Напротив «Мезон Карре» находится музей современного искусства «Каре д’Ар» (в переводе «квадрат искусств»). Здание этого музея было построено в 1993 году. По задумке английского архитектора сэра Нормана Фостера, его прямоугольные формы и тонкие стальные колонны должны перекликаться с находящимся напротив зданием «Мезон Карре». Но вместо камней, по цвету напоминающих клавиши старинного рояля, здание «Каре д’Ар» построено из стекла и стали, а нижние пять этажей и вовсе спрятались под землей. Кроме собственно музейных залов, в которых выставлены работы, представляющие все ведущие направления европейского искусства начиная с 1960-х годов, здесь также расположены библиотека и кафе-ресторан.

Этот музей является частью амбициозных планов по перестройке и модернизации города, начатых под руководством энергичного мэра Жана Буске, избранного в 1983 году и вдохновленного градостроительными проектами президента Миттерана (об этом можно прочитать здесь). При Буске в Ниме был также открыт университет, специализирующийся в области литературы, юриспруденции и медицины и составляющий достойную конкуренцию университету в соседнем Монпелье, давнем сопернике Нима. Сменивший Буске в 2001 году мэр Жан-Поль Фурнье продолжил градостроительные начинания свое предшественника, например, именно при нем было реставрировано здание «Мезон Карре».

Упомянем еще одну интересную достопримечательность Нима: фонтан в виде крокодила. Согласно легенде, жители Нима выпустили в честь победы императора Августа над Египтом монету с изображением крокодила, привязанного к пальме, а в 1535 году французский король Франциск I поместил это необычное изображение на герб города. С тех пор Ним просто наводнился крокодилами всех видов и фасонов, но (слава Богу!) не живыми.

Наша короткая прогулка по Ниму заканчивается в парке Жарден де ля Фонтен (то есть «парке фонтанов»). Этот парк, разбитый в 1738-55 годах, стал первым общественным парком во Франции. Это красивый парк в типичном французском стиле, с аккуратно подстриженными газонами, прямыми дорожками, причудливыми клумбами и, конечно же, фонтанами, от которых парк и получил свое название. Эти фонтаны, вместе с узким каналом, ведущим от парка к площади Антонин, предоставляют долгожданное спасение от летней жары.

Между Нимом и Авиньоном расположен мост Понт-дю-Гар, являющийся частью римского акведука. Сами римляне считали это сооружение истинным свидетельством величия своей империи, а нам оно говорит также и об озабоченности римлян качеством питьевой воды. Да и сейчас, две тысячи лет спустя (а акведук был построен в 19 году до нашей эры), это сооружение производит сильнейшее впечатление. Мост Понт-дю-Гар представляет собой три яруса арок, простирающихся над водами реки Гардон: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем — одиннадцать, а в верхнем — тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается. Высота моста достигает почти 50 метров, что делает Понт-дю-Гар самым высоким мостом когда-либо построенным римлянами. Длина верхнего, самого длинного из трех ярусов составляет 275 метров. Строительство акведука (и в том числе моста Пон-дю-Гар) возглавил Агриппа, зять императора Октавиана Августа, а производилось оно рабами, которые при помощи хитрой системы блоков и тросов затаскивали наверх огромные камни, весящие до 6 тонн каждый. Причем, отметим, что эти камни держатся без всякого известки – они просто очень точно подогнаны друг к другу. Поражает воображение не только размах этого строительного проекта, но и его точность: уклон акведука по всей его протяженности составляет 34 см на один километр. Минеральные отложения свидетельствуют о том, что этот акведук использовался по своему прямому назначению в течение 400-500 лет, позволяя поставлять воду в Ним из источников в Узесе, расположенных на расстоянии 48 км от Нима.

Сегодня Пон-дю-Гар является вторым наиболее посещаемым местом во Франции после Парижа: в год сюда приезжают два миллиона туристов. Поэтому с 1920-х годов предпринимаются специальные усилия по сохранению моста и окружающей его местности. А самым лучшим временем для посещения моста Понт-дю-Гар считается предзакатная пора, когда лучи заходящего солнца делают мост похожим на позолоченную диадему. Именно таким и увидели его мы.