9 – 12 декабря 2007 г.
Геттинген – это первый город в Германии, который мне по-настоящему понравился. Он именно такой, каким я представляла себе немецкие городки: уютный, чистенький, с красивыми домиками. Даже жители здесь куда более доброжелательные, чем в Лейпциге или Потсдаме. Или это потому, что Геттинген в Западной, а не в Восточной Германии?
Вообще, граница между двумя Германиями и сегодня видна невооруженным глазом. В районе Брауншвейга (там я пересаживалась с поезда на поезд) пейзаж резко меняется: унылые, заброшенные поля с ржавеющей техникой и разваливающимися домишками, запустение и разруха сменяются поросшими лесом холмами, то и дело перемежающимися ухоженными прямоугольничками вспаханных полей, на аккуратных пашенках пасутся стада коров, а вокруг холмов плавно обвиваются изгибы дорог, по которым катят маленькие, словно игрушечные автомобильчики. Тут и там живописными группками разбросаны «фахверковские» (Fachwerk) домики: белые, с покрашенными темной краской балками и увенчанные красной черепичной крышей.
В Геттингене тоже много таких домов, среди них встречаются и совсем старинные, и более новые, скажем шестнадцатого-семнадцатого веков. По счастью, Геттинген избежал бомбежек союзной авиации во время Второй мировой войны, поэтому здесь сохранились многочисленные примеры старинной архитектуры. В числе таких зданий, например, построенный в 1497 году дом на Полинер-штрассе 6, дом по Гронер-Тор-штрассе 28 постройки шестнадцатого века, построенный в 1536 году дом на Барфюсер-штрассе (между Юден-штрассе и Веендер-штрассе), а также Шредершес-хаус на Веендер-штрассе 62, построенный в 1549 году для ткача Юргена Ховета (поэтому фасад дома украшен ткацким челноком). Многие здания, построенные до эпохи барокко, впоследствии были оштукатурены, и только во второй половине двадцатого века толстый слой штукатурки был снят, обнажая во всей красе резьбу и роспись таких архитектурных жемчужин, как Юнкершанке (на углу Юден-штрассе и Барфюсер-штрассе). Кстати, улица Юден-штрассе (то есть Еврейская улица) носит такое название, потому что когда-то здесь жил еврей, пользовавшийся покровительством местного герцога. К дальнейшей истории евреев в Геттингене мы еще вернемся ниже.
Как и все старинные города, Геттинген состоит из старого города, огороженного остатками крепостной стены, и нового города. В центре старого города, как и принято, Рыночная площадь (здесь в это время года раскинулась традиционная рождественская ярмарка) с обязательной городской ратушей.
Это так называемая Старая ратуша («Альтес Ратхаус»): в ней больше не заседает городская администрация (с 1978 года), а расположен туристический информационный центр. Старая ратуша была построена в 1369–1444 годах на месте более старого, неадекватного к тому времени по размерам здания. Вход в здание в виде открытой готической аркады является архитектурной жемчужиной, а лестница, ведущая к входу, украшена огромным каменным львом, держащим в лапах герб города. Другая достопримечательная деталь – это бронзовая дверная ручка, выполненная в форме львиной головы, относящаяся к началу 14 века.
Но самое интересное ждет нас внутри Старой ратуши: главный зал украшен великолепными росписями на тему городской жизни, а фриз украшен гербами 56 городов ганзейской лиги, к которой принадлежал в 1351–1572 годах и сам Геттинген. Однако, несмотря на старинный вид, этим росписям всего лишь немногим более ста лет: их изобразил в конце девятнадцатого века известный тогда местный художник Герман Шапер. Когда-то в этом зале происходили городские собрания, здесь же заседал и городской суд (напоминанием об этом служит богато украшенная ложа судьи в центре западной стены). В здании Старой ратуши сохранилась и средневековая система отопления, по своему уникальная.
Как и положено уважающей себя ратуше, в Альтес Ратхаус имеется и свой винный погребок, использовавшийся по назначению еще в 1345 году. До 19 века городской совет вообще имел монополию на продажу вина в городе, а вырученные деньги использовались на общественные нужды, в основном строительные.
На Рыночной площади («Маркт-плац») перед зданием Старой ратуши скромно улыбается бронзовая любимица жителей Геттингена – так называемая «Генселисель» («Лиза с гусями»). Она украшает собой фонтан (зимой не работающий), построенный в 1901 году. С тех пор, бронзовая барышня получила титул наиболее целованной девушки в мире. Дело в том, что каждый аспирант Геттингенского университета (о нем мы еще расскажем ниже) после получения звания доктора философии срывает поцелуй «Генселисель». Для этого он наряжается в смешную мантию и шапочку, а затем дружки привозят его на главную площадь города в ручной тележке. Эта традиция зародилась потому, что студенты и аспиранты университета внесли значительную сумму на создание фонтана и скульптуры «Генселисель». В 1926 году городской совет решил положить конец этой традиции, но один из студентов, лишенный перспективы поцелуя с бронзовой барышней, подал иск в Высший суд в Берлин. Несмотря на то, что он проиграл дело, городские власти больше не препятствуют целовальной традиции, правда, настоящую «Генселисель» перенесли от греха подальше в холл городского музея, а на Маркт-плац стоит ее копия.
Другая знаменитая площадь в Геттингене – это так называемый «Набель» (или по-русски, «Пупик») на пересечении Принцен-штрассе и Веендер-штрассе. Причем это название закрепилось за этим местом еще задолго до того, как Геттинген был признан «математическим пупом мироздания». Когда-то Веендер-штрассе была центральной транспортной магистралью города, а сегодня она превращена в пешеходную улицу, на которой расположены многочисленные магазинчики, ресторанчики и кафе. В их числе и симпатичная кондитерская, которая уже более 125 лет привечает посетителей (в основном, посетительниц) за своими мраморными столиками и угощает невероятно вкусными тортами, пирожными и душистым чаем. Но вернемся к «Пупику», где расположена еще одна чудная бронзовая скульптура, изображающая пару танцоров, срывающих друг с друга маски в веселом танце.
Пожалуй, самое главное, чем гордится Геттинген, – это его университет, полностью называемый Георг-Август-Университет города Геттинген. Помимо университета, Геттинген является домом для престижного Общества им. Макса Планка, а также институтов им. Макса Планка по динамике и самоорганизации, по экспериментальной медицине, по биофизической химии и по истории. Сорок четыре нобелевских лауреата учились или преподавали в Геттингене, а около 300 мемориальных досок по всем городу отмечают дома, где жили или работали знаменитые ученые во всех областях знаний. Да и сегодня почти каждый четвертый житель города – студент или аспирант местного университета. Так что Геттинген недаром называют «городом науки» («Штадт дер Висеншафт»).
История Геттингенского университета началась с того времени, когда Георг II Август, король Великобритании и курфюрст Ганновера, выделил деньги на развитие Геттингена и на строительство там университета, а 13 января 1733 года император Карл VI дал свое согласие на создание университета. Предварительная работа по организации университета была поручена министру Герлаху Адольфу фон Мюнхгаузену, кузену то самого барона Мюнхгаузена, знаменитого своими «правдивыми» историями. Министр Мюнхгаузен с большим энтузиазмом проделал огромную работу по улучшению дорог и санитарии, ввел уличное освещение и усовершенствовал пожарную службу. Уже 14 октября 1734 года профессор философии Самюэль Кристиан Холманн прочитал свою первую лекцию в новом университете, и в зале, в котором раньше хранились фрукты и зерно, было яблоку негде упасть от студентов, жаждущих знаний. В 1737 году университет был официально открыт со всеми подобающими церемониями.
Щедрость Георга II объяснялась не только и не столько жаждой нести знания в массы, сколько желанием подзаработать: дело в том, что Георг II рассчитал (как оказалось впоследствии, правильно), что университет, расположенный на южной границе его владений, будет привлекать студентов из других стран. Так и получилось: уже через сорок лет после основания Георг-Август-Университет с его 700 студентами был самым важным университетом в Германии, славившимся как «современный» и прогрессивный университет в духе эпохи Просвещения. Сегодня университет, начинавшийся с 4 факультетов (теологии, юриспруденции, медицины и философии), разросся до 14 факультетов, в нем учится около 33 тысяч студентов и аспирантов и работает две с половиной тысячи преподавателей и научных работников.
Георг-Август-Университет раскинулся по всему городу, но в старом городе находятся два самых главных его здания: Аудиториум и Аула. Аудиториум был построен в 1862–1865 годах в романском стиле и торжественно открыт самим королем Георгом V. Вход в здание украшают четыре каменных джентльмена (слева направо): ганноверский министр и первый регистратор университета барон Герлах Адольф фон Мюнхгаузен, основатель университета курфюрст Ганновера Георг II Август, герцог Юлиус фон Брауншвейг и Готфрид Вильгельм Лейбниц, великий немецкий философ и математик 17 века, один из создателей основополагающих принципов этого университета. На рельефах между окон изображены портреты ведущих ученых, работавших в Геттингенском университете. Сегодня в здании Аудиториума хранится университетская коллекция искусства, в том числе великолепная коллекция более чем 200 картин голландских мастеров 17 века.
Другое важное и старинное здание, принадлежащее университету, – это так называемая Аула, которая находится на Вильгельм-плац, площади, названной в честь Вильгельма IV, последнего английского короля из династии Ганноверов. Именно он выделил деньги на строительство Аулы в честь столетия со дня основания университета. Аула представляет собой великолепное здание в стиле классицизма (постройки 1835–1837 годов), а на аллегорическом рельефе работы Эрнста фон Банделя на фронтоне изображен гений науки, окруженный четырьмя факультетами. Внутреннее убранство Аулы тоже поражает своим великолепием и гармонией пропорций. Главный зал окружен двумя рядами колонн (один над другим) и фризом из пальмовых веток. На задней стене висят портреты пяти правителей: императора Вильгельма I, английских королей и ганноверских курфюрстов. Противоположностью парадному залу является карцер – комната, где вплоть до 1930 года содержались арестованные студенты университета (насколько я понимаю, основным «преступлением» студенческой братии были запои). Стены карцера исписаны своеобразными «граффити», иногда умными, иногда смешными, а иногда и нет.
Напротив Аулы стоит не менее красивое здание старой Мензы, то есть столовой и общежития для нуждающихся студентов, а в центре площади – памятник Вильгельму IV. Когда-то на этой площади стоял францисканский монастырь, который был распущен в ходе реформации. Во второй половине двадцатого века вместо изящной, зеленой площади, которую мы видим сегодня, здесь находилась автостоянка, а существующий ныне сквер был разбит лишь в 1978 году.
На углу Принцен-штрассе и Папендик-штрассе расположено другое важное университетское здание – старинная библиотека, стеллажи и полки которой вполне соответствуют стоящим на них старинным книгам: библиотека была основана в 1734 году и скопила с тех пор более трех миллионов томов по всем отраслям знаний. Другое интересное здание, которое мне удалось посмотреть, – это дом по Беттингер-штрассе 6, в котором в 1904–1953 годах работал Людвиг Прандтль, немецкий физик и пионер аэродинамики.
В отличие от дома, связанного с именем Прандтля, большинство профессоров Геттингенского университета жили в центре города, внутри крепостной стены. Одной из наиболее престижных улиц считалась Гете-аллее (правда, это название улица получила лишь в 1932 году, в честь столетия со дня смерти великого поэта). В этой «профессорской» среде селились также и бюргеры, не имевшие отношения к университету. Например, богатый владелец ткацких фабрик Иоганн Генрих Грецель построил себе в 1741 году дом на углу Гете-аллее и канала Лейне в модном тогда стиле барокко. Напротив расположился построенный в 1737 году «Лондоншанке», в котором размещалось общежитие для богатых студентов из аристократических семей. Правда, не всем студентам Геттингенского университета удавалось жить в черте старого города. Так, один из наиболее прославившихся студентов – Отто фон Бисмарк – жил в маленьком коттедже, являющемся частью крепостной стены (сегодня этот коттедж носит имя прославившего его студента). Правда, жил там семнадцатилетний Бисмарк не по своему выбору: городские власти запретили ему жить в пределах старого города из-за его постоянного пьянства и дебоширства.
Как и любой немецкий городок, Геттинген украшен многочисленными церквями. Четыре самых главных из них видны с «точки четырех церквей» на главной площади города, Маркт-плац. В их число входят церковь Св. Якова, церковь Св. Иоанна, церковь Св. Албана и церковь Св. Михаила.
Церковь Св. Якова («Якоби-кирхе») была построена в 1361–1461 годах и отличается не только 72-метровой готической башней, но и, пожалуй, самым интересным из всех городских церквей интерьером. Совершенно необычна раскраска колонн: несмотря на то, что они абсолютно ровные и прямые, из-за раскраски они кажутся кривыми и неравномерно расставленными. Есть в этих колоннах что-то от рисунков Эшера! Тройной раскладной алтарь, созданный неизвестным мастером в 1402 году и, к счастью, избежавший разрушения во время реформации, современные витражи и орган (выполненный в 1966 году местными мастерами) дополняют этот необыкновенный интерьер.
Церковь Св. Иоанна («Йоганнис-кирхе»), построенная около 1200 года, является самой старой церковью города, хотя в 14 веке она была во многом перестроена. Церковь Св. Албана («Албани-кирхе»), построенная в 1423–1467 годах, расположена на месте более ранней часовни. Алтарь этой церкви относится к 1499 году, а художник, написавший его, Ганс фон Гейсмар добавил себя в сцену смерти Марии в качестве тринадцатого апостола. Церковь Св. Михаила – одна из наиболее новых церквей в Геттингене: она была построена в 1787–1798 годах и стала первой католической церковью города после реформации. Другая интересная церковь, не входящая в число главных четырех, – это церковь Св. Марии («Мариен-кирхе»). Эта церковь была построена по заказу ордена тевтонских рыцарей еще до начала 14 века. Особенно примечательным в этой церкви является резной алтарь работы местного мастера Бертольда Кастропа, относящийся к 1524 году.
Узнав обо всех христианских церквях города, мне стало интересно, есть ли в Геттингене синагога. Но синагоги не оказалось, есть лишь Мемориал синагоги (на углу Обере-Маш-штрассе и Унтере-Маш-штрассе). Этот мемориал, построенный по проекту архитектора Коррадо Кальи в 1973 году, расположен на месте, где до 1938 года стояла городская синагога, разрушенная нацистами. Сам мемориал, по немецкой традиции мемориалов Катастрофы, весьма абстрактен: по задумке архитектора он должен изображать шестиконечную «звезду Давида», но увидеть это можно только если лечь внутри мемориала на землю, а со стороны он напоминает скорее рождественскую елку. Внутри мемориала плиты с именами 300 евреев, «убитых в темные времена», служат суровым напоминанием, но кому? Сегодня в Геттингене, увы, нет еврейской общины или синагоги (хотя евреи, скорее всего, есть).
Истории евреев в Геттингене и округе посвящена и довольно обширная экспозиция в городском музее: здесь представлены многочисленные культовые предметы, а также фотографии и документы, рассказывающие о жизни евреев в Геттингене до 1938 года. Вообще же это очень интересный краеведческий музей, где представлены образцы находок работавших в этом районе археологов, исторические документы, портреты выдающихся сынов города, предметы обихода прошлых веков и даже подшивки местных газет прошлых десятилетий. В одном из залов музея представлена очень интересная коллекция старинных кукол и игрушек, а в другом зале – обстановка городской аптеки прошлого. Кстати, посмотреть на старинную аптеку, так сказать, в действии можно и в «Ратс-апотеке», самой старой сохранившейся аптеке Геттингена. Она до сих пор действует, а витамины и антибиотики в ней хранятся в маленьких ящичках, которыми от пола до потолка уставлена задняя стена аптеки.
Еще одна серия великолепно сохранившихся средневековых зданий – это водяные мельницы, которые можно увидеть на всем протяжении канала Лейне. Самые знаменитые из них – это стоящие друг напротив друга мельница Одилиен и мельница Ло, расположенные у самой крепостной стены, напротив коттеджа Бисмарка. Так же, как и многие жилые и общественные здания в Геттингене, эти мельницы построены в стиле «фахверк», а их колеса с огромными деревянными лопастями до сих пор крутятся (хотя мельницы эти уже не действующие).
За пределами старого города расположены еще несколько интересных зданий: Немецкий театр («Дойчес-театр»), концертный зал «Штадтс-халле», институт им. Гете и новые здания Геттингенского университета, построенные в 1962–1973 годах. Здание Немецкого театра было построено по модели придворного театра в Олденбурге и открыто в 1890 году представлением шиллеровского «Вильгельма Теля». Здание концертного зала «Штадтс-халле» было построено в 1962–1964 годах в стиле «помпезные хрущобы», а уродливый цвет фасада можно характеризовать только как «серо-буро-малиновый».
И под конец, еще одна фотография того Геттингена, который мне так понравился: это ресторанчик, в котором мы ужинали в последний вечер.